Вы здесь

Родовска А.М., Новак П.Ф., Костюченко В.Ф., Чистяков В.А., Орехов Е.Ф. Ментальность и самоконтроль студентов факультета физического воспитания как составляющие профессиональной компетентности по формированию здорового стиля жизни

УДК 378
 
Ментальность и самоконтроль студентов факультета физического воспитания как составляющие профессиональной компетентности по формированию здорового стиля жизни
Александра Мария Родовска, доктор психологических наук, доцент, Павел Фредерик Новак, доктор педагогических наук, доцент, Опольский технологический университет, Ополе, Польша; Валерий Федорович Костюченко, доктор педагогических наук, профессор, Владимир Анатольевич Чистяков, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург), Россия; Евгений Федорович Орехов, доктор педагогических наук, профессор, ректор, Уральский государственный университет физической культуры (УралГУФК), Челябинск, Россия
Аннотация
Здоровый стиль жизни, а также внутреннее чувство состояния собственного здоровья должны характеризовть лиц, готовящихся выполнять общественно-профессиональную роль распространителей оздоровительного потенциала физической культуры. Исследования показали, что у студентов факультета физического воспитания ментальность и способность к самоконтролю состояния здоровья значительно выше, чем у студентов других факультетов. Данное обстоятельство обусловливает большую разницу в их оздоровительных практиках. Значительные различия отмечены также в их толерантности относительно влияния других лиц на собственное здоровье. У студентов факультета физического воспитания ее уровень оказался выше. Результаты шкалы употребления алкоголя показали высокую взаимосвязь с самоопределением в отношении здорового стиля жизни.
Ключевые слова: здоровьесберегающее поведение, здоровый образ жизни, медицинский контроль, студент.
 
REFERENCES
  1. Bandura, A. (1977), Social learning theory, Englewood Cliffs, NJ, Prentice-Hall.
  2. Gacek, M. (2007), „Osobowo?ciowe uwarunkowania wybranych zachowa? ?ywieniowych m?odzie?y akademickiej” [Personality-related predispositions of selected dietary behaviours of academic youth], Nowiny Lekarskie, Vol. 76 No. 1, pp. 29–32.
  3. G?rska-K??k, L., Me?eszko, K. and Berner, E. (2011), “Pro-health behavior among students from the University School of Physical Education and the University of Economics”, Acta Bio-Optica et Informatica Medica, Vol. 4 No. 17, pp. 268-210.
  4. Heszen, I. and S?k, H. (2007), Psychologia zdrowia [Psychology of Health], PWN, Warszawa.
  5. Juczy?ski, Z. (1997), „Psychologiczne wyznaczniki przystosowania si? do choroby nowotworowej” [Psychological determinants of adapting to cancer disease], Psychoonkologia, Vol. 1, pp. 3–10.
  6. Juczy?ski, Z. (2009). Narz?dzia pomiaru w promocji i psychologii zdrowia [Measurement tools in the health promotion and psychology], Pracownia Test?w Psychologicznych, Warszawa.
  7. Kunowski, S. (2004), Podstawy wsp??czesnej pedagogiki [Basics of modern pedagogice], Wydawnictwo Salezja?skie, Warszawa.
  8. Michalik, M. and Woitas-?lubowska, D. (2012), “Health-related behaviours among physical education students as an element of their preparation for health education in schools”, Polish Journal of Public Health, Vol. 122 No. 3, pp. 246–250.
  9. Binkowska-Bury, M., Kruk, W., Szyma?ska, J., Mar?, M., Penar-Zdarko, B. and Wdowiak, L. (2010), “Psychosocial factors and health-related behavior among students from south-east Poland”, Annals of Agricultural and Environmental Medicine, Vol. 17, pp. 107–113.
  10. Pra?mowska, B., Dziubak, M., Morawska, S. and Stach, J. (2011), „Wybrane zachowania zdrowotne nauczycieli szk?? ?rednich” [Selected health behaviours of teachers in college], Problemy Piel?gniarstwa, Vol. 19 No. 2, pp. 210–218.
  11. Kozie?, D., Naszyd?owska, E., Trawczy?ska, M. and Czerwiak, G. (2003), “Youth`s healthy behavior as a direction for healthcare education”, Polish Journal of Public Health, Vol. 113 No. 3/4, pp. 280–284.
  12. Ku?nierz, C. (2005a), „Styl ?ycia m?odzie?y szkolnej na przyk?adzie uczni?w Zespo?u Szk?? Zawodowych im. Stanis?awa Staszica w Opolu” [The lifestyle of the school youth on the example of students at the Stanis?aw Staszic Complex of Vocational Schools in Opole], Annales Universitatis Mariae Curie – Sk?odowska, Sectio D Medicina, Vol. LX Supll. XVI No. 3, pp. 220–224.
  13. Ku?nierz, C. (2005b), „Zdrowotne efekty wychowania fizycznego” [Physical Education’s beneficial effects for health], in Mynarski, W. and ?l??y?ski, J. (Eds.), Efekty kszta?cenie i wychowania w kulturze fizycznej, Polskie Towarzystwo Naukowe Kultury Fizycznej, AWF Katowice, Katowice, pp.119–123.
  14. Ku?nierz, C. (2006), „Aktywno?? fizyczna dzieci i m?odzie?y w czasie wolnym od nauki szkolnej” [Physical activity of children and the youth during time outside school education], Annales Universitatis Mariae Curie – Sk?odowska, Sectio D Medicina, Vol. LX Suppl. XVI No. 4, pp. 147–150.
  15. Norman, P. and Bennett, P. (1995), “Health locus of control and health behaviour”, in Conner, M. and Norman, P. (Eds.), Predicting Health Behaviour: Research and Practice with Social Cognition Models, Open University Press, Buckingham, pp. 62–94.
  16. Romanowska-To??oczko, A. (2011), “University students’ lifestyles in the context of their health behaviors”, Hygeia Public Health, Vol. 46 No. 1, pp. 89–93.
  17. Rotter, J. B. (1966), Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement. Psychological Monographs: General and Applied No. 609, Vol. 80 No.1, pp. 1–28.
  18. Sieros?awski, J. (2004), „Raport z badania ankietowego na temat u?ywania substancji psychoaktywnych przez student?w – ‘Studenci 2004’” [Report from questionnaire research on the psychoactive substances use among students – “Studenci 2004”], available at: http://www.narkomania.gov.pl/ (accessed 15 November 2007).
  19. Madejski, E., Majer, M. and Adamczyk, A. (2009), „Aktywno?? ruchowa nauczycieli wychowania fizycznego w aspekcie zdrowego stylu ?ycia. Oczekiwania – stan rzeczywisty” [Physical activity of Physical Education teachers in the aspect of healthy lifestyle. Expectations – factual state], Rozprawy Naukowe AWF we Wroc?awiu, Vol. 28, pp. 277–281.
  20. Wojnarowska, B, Mazur, J, Ko?o?o, H and Ma?kowska, A. (2005), Zdrowie zachowania zdrowotne i ?rodowisko spo?eczne m?odzie?y w krajach Unii Europejskiej [Healthy health-related behaviours and social environment of the youth in the countries of the European Union], UW, Instytut Matki i Dziecka, Warszawa.
Contact information: vf-kost@mail.ru
Статья поступила в редакцию 12.12.2013.